Народное большинство РОССИИ Народное большинство РОССИИ

НАША ПОЛИТИКА – ЭТО ПОЛИТИКА
НАРОДНОГО БОЛЬШИНСТВА,
идеологической основой
которой является
Российский патриотизм.

Алексей Корягин

Защита прав потребителей и генномодификация Роспотребнадзора

При формировании Политики Народного Большинства тема защиты прав потребителей занимает ключевое место в корпусе общественных законотворческих инициатив. Обоснованно можно говорить о том, что сама политика защиты прав потребителей является ядром Политики Народного Большинства.

В минувшем году политика защиты прав потребителей получила сильный импульс для развития и наконец-то свой государственный стратегический документ для ее формирования и реализации. Таким импульсом стало проведение 18 апреля 2017 года под председательством Владимира Путина заседания президиума Госсовета по вопросу развития Национальной системы защиты прав потребителей и принятого по итогам данного мероприятия перечня поручений Президента. В соответствии с поручениями Президента Роспотребнадзором была разработана и утверждена председателем Правительства Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей. Правда, эту стратегию разрабатывали без участия объединений потребителей и широкого общественного обсуждения, но это уже другая проблема, о которой я ранее писал, в частности, на АИП ОСОКА. Сейчас важнее другое. В целом эти события нужно оценивать, как положительные и целеполагающие на ближайшие годы для всех участников защиты прав потребителей (как чиновников, так и общественников), и, естественно, самих потребителей. Можно сказать, нужный вектор развития национальной потребительской политики задан на долгосрочную перспективу. Но теперь в этой сфере встал новый ключевой вопрос – сможет ли Роспотребнадзор полноценно реализовать Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей. У меня нет сомнений – не сможет. Как обычно появятся ведомственные отчеты, но ощутимого результата для граждан в части обеспечения нашей потребительской безопасности мы не увидим. Почему я так в этом уверен?

Дело в том, что у нас теперь существует как бы две национальные политики по защите прав потребителей. Одна – государственная (о которой здесь сказано, она формировалась без учета мнения общественных объединений потребителей) и – условно ее можно так назвать – общественная политика защиты прав потребителей (ее на деле реализуют общественные защитники прав потребителей). При этом между Объединением потребителей России и Роспотребнадзором существуют принципиальные разногласия о том, какой должна быть национальная политика защиты прав потребителей. У нас – общественников – свое видение и понимание о потребительской политике – народное; у Роспотребнадзора свое – узковедомственное. Позиции «сторон» по этому вопросу мной и моими коллегами также ранее были озвучены и опубликованы. Если кратко, то здесь взгляды следующие. Роспотребнадзор не выработал пока даже определения, что это такое - политика защиты прав потребителей, и понимает под ней, главным образом, свою ведомственную деятельность. Объединение потребителей России считает, что политика защиты прав потребителей в это - вся государственная, политическая и общественная деятельность, а также мероприятия органов местного самоуправления, направляемые на повышение общего уровня потребительской безопасности и качества жизни, просвещение участников потребительского рынка, защиту прав и интересов всех потребителей, повышение государственных гарантий их защищенности, в том числе, от умышленных преступлений в сфере потребительских отношений, а также неправомерных действий со стороны органов власти и субъектов естественных монополий.

В этой связи надо уточнить следующее. Политика защиты прав потребителей реализуется через Национальную систему защиты прав потребителей, где общественные объединения потребителей являются полноценными участниками. Но и здесь по факту Роспотребнадзора другое мнение. Ведомство видит общественников только в роли неких экспертов, чье мнение оно послушает, если захочет, а чаще - в роли «пятого колеса» в своей чиновничьей телеге.

Возвращаясь к Политике Народного Большинства, стоит сказать, что защита прав потребителей стала ее основной темой объективно - из-за своего социальной характера и содержания. По своей сути права потребителей – это права в сфере самых жизненно важных интересов людей, которые в общем виде заключаются в возможности жить со своей семьей безопасно и благополучно. А государство в лице Роспотребнадзора должно гарантировать нам – потребителям – безопасность и благополучие. Роспотребнадзор именно этого понять как раз и не хочет, и, следовательно, нашу безопасность обеспечить не сможет. Последние годы деятельности Роспотребнадзора это хорошо продемонстрировали.

Но вся проблема даже уже не в том, что Роспотребнадзор не защищает эффективно интересы потребителей (а это – факт, доказывать его не надо, мы видим – рост цен, увеличение количества бедных, повсеместную отраву на прилавках, гнилое ЖКХ, опасные для здоровья медицинские услуги, беззащитность потребителей и т.д.). А в том, что он этого и не в состоянии сделать, так как Роспотребнадзор уже сам стал проблемой, теперь это ведомство само «пятое колесо» в Национальной системе защиты прав потребителей.

Роспотребнадзор стремительно «генномодифицировал» после ухода с поста главы Службы Геннадия Онищенко, который со своим административным опытом и управленческой хваткой держал ведомство в рабочем состоянии. После его ухода все стало быстро меняться для потребителей в худшую сторону (чего стоит только один барьер, поставленный Роспотребнадзором для потребителей, что человек должен первоначально с жалобой обратиться к юридическому лицу, которое до этого нарушило его права, то есть к коммерсантам, которые послали человека подальше, а только потом в Роспотребнадзор). При этом руководство Службы взяло четкий курс на максимальное сближением с бизнесом. В итоге - сейчас же Роспотребнадзор в части защиты потребителей практически бесполезен, а часто и сам создает на своем пути барьеры.

В этой связи, главное мое предложение в рамках Политики Народного Большинства, как председателя Объединения потребителей России, заключается в реорганизации Роспотребнадзора: передачи его функций профильным ведомствам (эти функции и так дублируются) – ФАСу, Центральному банку, Росздравнадзору, Россельхознадзору, Рособрнадзору и некоторым другим, а также уполномоченным по правам потребителей и на уровень исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления. В каком виде останется при этом сам Роспотребнадзор – вопрос второстепенный, но очевидно, он должен быть вновь возвращен в ведение Минздрава.

Других вариантов нет, мы наблюдаем ведомственную деструкцию Роспотребнадзора, а отмирающие органы надо удалять. Но делу защиты прав потребителей такая структурная хирургия только пойдет на пользу – появится возможность полноценной реализации Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей. Пока такой возможности нет, есть только стратегическая иллюзия.

создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов