Народное большинство РОССИИ Народное большинство РОССИИ

НАША ПОЛИТИКА – ЭТО ПОЛИТИКА
НАРОДНОГО БОЛЬШИНСТВА,
идеологической основой
которой является
Российский патриотизм.

Народная трибуна

«Пражская весна». 50 лет «Программе действий», в которой не забыли о потребителях

Абсолютно все политические партии современной России в своих программных документах, заявлениях, и, как следствие, в практической деятельности обходят стороной проблемы защиты прав потребителей. Я об этом уже писал неоднократно, в частности, при анализе предвыборных программ всех политических партий, участвовавших в выборах в Государственную думу в 2016 году. Нет в этих программах (или почти нет) ничего о правах потребителей (самой большой «электоральной группы») и о том, как обеспечить нам – потребителям максимальную безопасность в сфере потребительского рынка и услуг. Потребитель никому не нужен, нужна его «лояльность», то есть его деньги. Сама по себе такая политическая близорукость партий все-таки несколько удивляет, но и подтверждает правильность надпартийного принципа Объединения потребителей России в деле защиты потребительских интересов граждан. Дело защиты потребителей – в первую очередь общественное (то есть «принадлежит» общественным организациям, а не политическим партиям). Конечно, в принципе любая политическая партия может включить в свою повестку вопросы защиты прав потребителей, если такая партия является по-настоящему народной. Но, как сказано, у наших партий интереса к потребительской проблематике нет; оно и понятно – хлопотное это дело – защищать потребителей, - кругом коррупция и круговая порука, групповые и личные интересы. Вот, наши партии в эту тему и не лезут.

Но во всемирной истории защиты прав потребителей есть другие примеры политических и общественных позиций. И сегодня самое время вспомнить «Пражскую весну» 1968 года. О событиях пятидесятилетней давности в Чехословакии и самой Праге, получивших общее название «Пражская весна», хорошо известно, много написано, новые материалы появляются и в этом году, я же хочу сделать акцент только на нескольких строчках документа, под флагом которого они совершались. Речь о «Программе действий коммунистической партии Чехословакии», - программе «социализма с человеческим лицом», которая выразила умонастроения чехов и словаков в тот исторический момент (конечно, было еще и «Две тысячи слов», но речь сейчас о другом).

«Программа действий коммунистической партии Чехословакии» была принята на заседании Центрального комитета КПЧ в начале апреля 1968 года. Документ был общенародный и чаще его называли и называют короче - «Программа действий». Главной целью реформаторов было сформулировать задачи по обновлению самой коммунистической партии, общества и всех уровней жизни в Чехословакии. С этим историческим документом и его критикой можно легко ознакомиться в Интернете. Отмечу только, что, как сказано в этой программе, решения об «экономической политике государства» должны учитывать интересы потребителей и «приниматься с учетом, как долгосрочного развития экономики, так и немедленного экономического благополучия».

Меня же интересует в первую очередь часть «Программы действий», посвященная экономической реформе (самостоятельность предприятий, участие в прибыли, частное предпринимательство, возможность экспорта и др.), где несколько строчек отведено и задачам по защите прав потребителей. Но они показывают, что сорок лет назад в социалистической Чехословакии политики думали о защите прав потребителей, как составляющей всей экономической политики страны и как о своей партийной задаче.

В экономическом разделе в частности, говорилось, что «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ МОНОПОЛИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ДОЛЖНЫ СТАТЬ НЕОТЪЕМЛЕМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА». Написано будто для нас прямо сейчас. Очевидно, что в Чехословакии понимали простую экономическую истину – потребитель главное действующее лицо экономики, а потребительский спрос – двигатель ее роста.

После завершения событий «Пражской весны» и подписания 26 августа 1968 года «Московского протокола», «Программу действий коммунистической партии Чехословакии» все-таки формально не отменили, она должна была остаться в виде некого инструктивно-методического материала к партийной работе коммунистов. Однако со временем от идей экономической реформы осталось не так много в законодательном плане, а сама «Программа действий» стала только историческим документом – свидетелем борьбы людей за справедливость и благополучие.

создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов