Народное большинство РОССИИ Народное большинство РОССИИ

НАША ПОЛИТИКА – ЭТО ПОЛИТИКА
НАРОДНОГО БОЛЬШИНСТВА,
идеологической основой
которой является
Российский патриотизм.

Алексей Корягин

Политика Народного Большинства, защита прав потребителей и ведомственная деструкция

В концепции Политики Народного Большинства вопросы защиты прав потребителей занимают «первые места» в общем блоке общественных инициатив и законотворческих предложений. Вполне обоснованно можно говорить о том, что сама национальная политика защиты прав потребителей является ядром Политики Народного Большинства. Конечно, такая политика - защиты прав потребителей – на государственном уровне у нас пока не сформирована (об этом я уже писал ранее и говорил в своих выступлениях); процесс ее создания, как сообщает Роспотребнадзор, только начался. Более того, между представлениями Объединения потребителей России и Роспотребнадзора о том, какой должна быть национальная политика защиты прав потребителей, существуют принципиальные разногласия. У нас – общественников – свое видение и понимание о потребительской политике – народное; у Роспотребнадзора свое – узковедомственное. Позиции «сторон» по этому вопросу мной и моими коллегами также ранее были озвучены и опубликованы. Если кратко, то они - следующие. Роспотребнадзор не выработал пока даже определения политики защиты прав потребителей, и понимает под ней, главным образом, свою ведомственную деятельность. Объединение потребителей России считает, что политика защиты прав потребителей в это - вся государственная, политическая и общественная деятельность, а также мероприятия органов местного самоуправления, направляемые на повышение общего уровня потребительской безопасности и качества жизни, защиту прав и интересов всех потребителей, повышение государственных гарантий их защищенности, в том числе, от умышленных преступлений в сфере потребительских отношений, а также неправомерных действий со стороны органов власти и субъектов естественных монополий.

Надо добавить следующее. Политика защиты прав потребителей реализуется через Национальную систему защиты прав потребителей, на которую опять же у Объединения потребителей России и Роспотребнадзора во многом несовпадающие точки зрения, особенно в плане развития такой системы (но об этом в другой раз).

Защита прав потребителей стала основной темой в Политике Народного Большинства по очевидному основанию – из-за своего социальной направленности. По своей сути права потребителей – это самые жизненные права людей, которые в целом для рядовых, как принято говорить, людей, заключаются в возможности жить со своей семьей безопасно и благополучно. А государство должно гарантировать такие безопасность и благополучие. Роспотребнадзор именно этого понять как раз и не хочет, пряча свое нежелание помогать людям за нормативно-правовые акты, которые сами чиновники и инициируют, все больше отгораживаясь ими от реальных проблем Народного Большинства России.

В очередной раз предложения, подготовленные Объединением потребителей России к апрельскому 2017 года заседанию Президиума Госсовета РФ на тему «О национальной системе защиты прав потребителей», были направлены в редакционную группу, возглавляемой непосредственно Анной Поповой (руководителем Роспотребнадзора), где, естественно, были заблокирован чиновниками (другой реакции, впрочем, и не ожидалось). Конечно, мы не собираемся отказывать от своих позиций и тормозить с их продвижением, наоборот – используем для этого все ресурсы общественного лоббизма. С данными предложениями Объединения потребителей России можно ознакомиться на сайте в разделе Политика Народного Большинства.

Но в списке предложений Объединения потребителей России не хватает одного – самого необходимого. Такое предложение мы озвучивали ранее, но, по понятным причинам, не могли его включать для рассмотрения на Президиуме Госсовета. Сейчас мы вынуждены к нему вернуться, так как, лично я отчетливо понимаю, что такое предложение уже перезрело.

Вся проблема, на самом деле, не в том, что Роспотребнадзор не защищает эффективно интересы потребителей (а это – факт, доказывать его не надо, мы видим – рост цен, увеличение количества бедных, повсеместную отраву на прилавках, гнилое ЖКХ, опасные для здоровья медицинские услуги, беззащитность потребителей и т.д.), а в том, что он этого и не может делать, так как Роспотребнадзор уже сам стал проблемой.

Особенно это очевидно после ухода с поста главы Службы Геннадия Онищенко, который со своим административным опытом и управленческой хваткой держал ведомство в рабочем состоянии. После его ухода все стало быстро меняться для потребителей в худшую сторону (чего стоит только один барьер, поставленный Роспотребнадзором для потребителей, что человек должен первоначально с жалобой обратиться к юридическому лицу, которое до этого нарушило его права, то есть к коммерсантам, которые послали человека подальше, а только потом в Роспотребнадзор). При этом руководство Службы взяло курс на сближением с бизнесом. В итоге - сейчас же Роспотребнадзор в части защиты потребителей практически бесполезен.

Поэтому предложение Объединения потребителей России заключается в реорганизации Роспотребнадзора: передачи его функций профильным ведомствам (эти функции и так дублируются) – ФАСу, Росздравнадзору, Россельхознадзору, Рособрнадзору и другим, а также на уровень исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления. В каком виде останется при этом сам Роспотребнадзор – вопрос отдельный, но очевидно, он должен быть вновь возвращен в ведение Минздрава.

Делать, увы, нечего – ведомственная деструкция, а отмирающие органы надо удалять. Но делу защиты прав потребителей такая структурная хирургия только пойдет на пользу – меньше будет бюрократического болота.

А. Корягин, апрель 2017